Книга Первая

ПЕРВОПРИЧИНЫ

Глава Первая

БОГ

Бог и бесконечность - Доказательства существования Бога - Свойства Божества– Пантеизм

§1. Бог и бесконечность1

1. Что такое Бог?
- "Бог - это Высший Разум, первопричина всего и вся."
2. Что должно понимать под Беспредельностью?
- "То, что не имеет ни начала, ни конца; неведомое; всё, что неведомо, бесконечно, беспредельно."
3. Можно ли было б сказать, что Бог есть Беспредельность?
- "Определение неполно. Бедность языка людей, который недостаточен для определенья вещей, стоящих выше их понимания."

Примечание. Бог бесконечен в своих совершенствах, но бесконечность - это некая абстракция; сказать, будто Бог есть "беспредельность", "бесконечность" значит принять свойства вещи за самую вещь и определять неизвестную вещь вещью ничуть не более известной.2


§2. Доказательства существования Книга Первая Бога

4. Где можно найти доказательства существования Бога?
- "В аксиоме, коию вы применяете в своих науках: "нет следствия без причины". Ищите причину всего того, что не есть дело человеческое, и ваш разум ответит вам."

Примечание. Чтобы верить в Бога, достаточно бросить взгляд на плоды творения. Вселенная существует, стало быть, она имеет некоторую причину. Сомневаться в существовании Бога - значило бы отрицать, что всякое следствие имеет свою причину, и утверждать, что ничто смогло сделать нечто.

5. Какое заключенье можно извлечь из наитивного чувства, коие все люди носят в себе и которое говорит им, что Бог существует?
- "Что Бог существует; ибо откуда человеку могло Книга Первая прийти это чувство, будь оно ни на чём не основано? Это ещё одно следствие того принципа, что нет действия без причины."
6. То сокровенное чувство ощущения Бога, которое мы носим в себе, не есть ли оно результат воспитания и продукт приобретённых идей?
- "Если б оно было так, то почему это чувство есть даже у ваших дикарей?"

Примечание. Если бы ощущение, что есть некое Высшее Существо, было всего лишь производным какого-то обучения, оно не было бы всеобщим и как и все понятия научные существовало бы только у тех, кто смог пройти это обучение.

7. Можно ли найти первопричину образования вещей во внутрисущностных свойствах Книга Первая материи?
- "Но какова была бы тогда причина этих свойств? Всегда должна быть первопричина."

Примечание.Приписывать первичное сотворенье вещей внутренним свойствам материи означало бы принимать следствие за причину, ибо эти свойства сами суть некоторое следствие, должное иметь какую-то причину.

8. Что думать о мнении, которое приписывает первичное Сотворенье случайному сочетанию атомов материи, одним словом, случаю?
- "Другая нелепость! Какой здравомыслящий человек может смотреть на случай как на разумное существо? И затем, что такое случай? Ничто."

Примечание. Гармония, управляющая движущими силами Вселенной, обнаруживает определённые сочетания и цели и тем самым во всём открывает некоторую разумную цель. Приписывать первичное сотворение случаю было бы Книга Первая бессмыслицею, ибо случай слеп и не может произвести разумных действий. Разумный случай уже не был бы случаем.



9. Что даёт видеть в первопричине Верховный Разум, превосходящий все разумы?
- "У вас есть пословица, гласящая: по делу видать мастера. Так вот! посмотрите на дело и ищите мастера. Лишь гордыня порождает неверие. Человек, ослеплённый гордыней, не желает ничего, что выше его, вот почему он и называется "вольнодумцем". Убогое созданье, его может сразить легчайшее дуновение Божье!"

Примечание. О мощи ума судят по его делам; так как ни одному человеку не под силу создать то, что производит Природа, то первопричина, стало быть, есть Разум Книга Первая, надстоящий человечеству.
Каковы бы ни были чудеса, совершаемые человеческим разумом, этот разум сам имеет некую причину, и чем более велико то, что он совершает, тем более велика должна быть его первопричина. Этот-то Разум и есть первопричина всех вещей, каково бы ни было названье, коим человек её обозначает.


documentaeurqof.html
documentaeurxyn.html
documentaeusfiv.html
documentaeusmtd.html
documentaeusudl.html
Документ Книга Первая